Бахчисарай


В середине XIX века почти в каждом дворянском доме имелся китайский кабинет. Собственно, это название весьма условно и определялось сутью помещения, где традиционно собирались редкие вещи из разных стран Востока.
Семья Воронцовых устроила своеобразный музей в малой гостиной. Позже комнату назвали Китайским кабинетом только из-за циновок, сплетенных из тонкой рисовой соломки крепостными мастерицами. Вышитый узор на ковриках напоминал восточный орнамент лишь по содержанию: шелково-бисерные листья, цветы, фрукты.
Утонченная отделка гостиной соответствовала английскому стилю других комнат. Четкий ритм вертикальных и горизонтальных линий стен повторялся в симметричном расположении окон и дверей. Элементы декоративного оформления совмещали подлинные фрагменты итальянской резьбы эпохи Возрождения и схожие работы русских резчиков. Почерк нескольких крепостных мастеров угадывается при внимательном взгляде на панели, рамы зеркал, дверцы стенного шкафа. Искусно имитирующая резьбу лепнина на потолке исполнена крестьянином Романом Фортуновым.
Рукоделие с незапамятных времен составляло важную часть усадебного быта. Судя по назначению мебели Китайского кабинета, дамы семейства Воронцовых увлекались вышиванием. Один из двух изящных столиков карельской березы дополнен ящиком, куда когда-то складывались иглы, пяльцы, канва и нитки. Оставшаяся от прежних владельцев льняная скатерть могла быть вышита супругой губернатора.
Отголоском далекой восточной страны воспринимается встроенный шкаф для хранения драгоценностей. Китайский сюжет росписи на дверцах все же не позволяет усомниться в его английском происхождении. Использованную здесь технику лакировки изобрели лондонские мастера примерно в середине XVIII века. Процесс отделки поверхности представлял собой многоэтапное нанесение жидкой древесной смолы с последующим высушиванием и полированием. Затем мебель дополнялась золочеными латунными петлями, угольниками, замочками, которые сочетались с рисунком как цветом, так и формой.

Сайт управляется системой uCoz