Пекин


Бунт, постепенно перешедший в гражданскую войну, начал вождем и завершил императором буддийский монах Чжу Юаньчжан. Благодаря его политическому таланту власть в империи вновь перешла к исконным обитателям, основавшим знаменитую династию Мин (1368–1644). Показав себя жестоким, но мудрым правителем, недавний отшельник привел страну к процветанию, чем заслужил храмовое имя Тайцзу, что в переводе означает «Великий патриарх».
Трехсотлетнее владычество Мин можно охарактеризовать значениями иероглифа, составляющего название династии: «ясный, разумный, блестящий». Бурное строительство той поры явилось следствием развития экономики, науки, расцвета искусств. В связи с угрозой нападения кочевников столица Китая некоторое время находилась в Нанкине, но в 1421 году вновь перешла в Пекин, куда вместе со статусом вернулись средства, которые тогда щедро вкладывались в красоту. В годы правления Чэнцзу – второго минского владыки – появилось большинство сохранившихся доныне памятников архитектуры. Заботами сына Чжу Юаньчжана определились новые границы города, поднялись новые крепостные стены, на месте старого императорского дома возникли Запретный город и комплекс культовых построек под общим названием «Храм неба».
Жизнь правителей Поднебесной империи проходила во дворцах. Первое достойное правителя жилище было построено в Пекине еще в XIII веке. Огромный павильон повторял формы и внутреннее убранство разрушенного монголами дворца в Кайфын, а тот, в свою очередь, был построен по образцу царского дома в Лояне.

Ли Чжаодао. Дворец в Лояне. Живопись на шелке, эпоха Суй

Ранняя архитектура минской эпохи вообще отличалась подражанием, исходившем не от бездарности зодчих, а от обычая времен Цинь Шихуанди. Характер городской застройки и внешний вид укреплений столицы сохранялись в течение всего периода правления Мин. К XVIII веку оборонительная система изменилась, стал другим и Пекин, хотя маньчжурские императоры, особенно Канси и Цяньлун, старались не разрушать творения предков.
Северная столица возводилась согласно учению фэн-шуй, где своеобразно представлен главный принцип не только средневековой, но и всей китайской архитектуры: прямоугольная основа плана с четко выраженной центральной осью, направленной с севера на юг.

Сайт управляется системой uCoz