Мадрид


В его облике, как и в жизни обитателей, гармонично соединялись восточные традиции и культура древней Кастилии.
Эль Греко избрал местом жительства злополучный дворец маркиза де Вильены, поселившись в еврейском квартале, где хотя бы в мыслях мог быть ближе к родине. Не имея достаточных средств, художник арендовал просторные и невероятно дорогие апартаменты из 24 комнат, пользовался изысканными вещами, обедал под музыку собственного оркестра, то есть любил комфорт, проявляя в том характер, противоположный испанцам.
Большую ценность представляла его библиотека, которую художник собирал всю жизнь в соответствии со своими оригинальными взглядами и пристрастиями человека ренессансного склада. В обширном собрании имелись труды по архитектуре и описание архитектурных памятников Рима, сочинения по философии и истории, книги религиозного содержания. Среди художественной литературы особый интерес вызывали поэмы Гомера, трагедии Еврипида, басни Эзопа, поэтические сборники Торквато Тассо и Франческо Петрарки.

Эль Греко. Вид и план Толедо


Дом Эль Греко в Толедо

Дом Эль Греко являлся одновременно музеем и мастерской, в которой можно было увидеть процесс создания шедевров. В 1611 году тяжело больного художника посетил Франсиско Пачеко, живописец из Севильи, будущий учитель Веласкеса. В комнатах он увидел вылепленные из глины и воска модели, подвешенные на шнурах к потолку, что давало возможность художнику создавать выразительные композиции и передавать очень сложные движения. Из окон дома открывался прекрасный вид на Толедо и окрестности. Художник имел возможность любоваться тяжелым романским силуэтом церкви Санта-Томе, успокаиваясь при взгляде на ее розовую колокольню, которая сохранилась до сих пор, в том числе и на знаменитой картине «Погребение графа Оргаса». Соседи и друзья считали художника высокомерным, а многие называли его высокомерие сатанинским, не понимая, что для кого-то на свете самое главное – творчество.
Эль Греко действительно осознавал высокое назначение своего искусства и такое же мнение имели многие из его заказчиков, например декан толедского собора дон Диего де Кастильо, дважды и очень щедро оплативший работы по украшению алтаря.

Внутренний двор дома Эль Греко

В 1579 году живописец завершил алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Вознесение Христа», «Поклонение пастухов», а затем приступил к полотну «Эсполио».

Сайт управляется системой uCoz